662350, Российская Федерация, Красноярский край, Балахтинский район, с. Ровное, ул. Школьная, 4

Функциональная грамотность

Что такое «функциональная грамотность»?

Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.

Основные направления исследования:

*читательская грамотность;

*математическая грамотность;

*естественнонаучная грамотность;

*глобальные компетенции;

*финансовая грамотность;

*креативное мышление.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

Нормативные документы:

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо О реализации мер, направленных на повышение ФГ обучающихся

Приказ о реализации комплекса мер по повышению ФГ

Муниципальный план мероприятий по ФГ

Внутришкольный план мероприятий

Информационно-образовательные ресурсы:

Мероприятия

  1. Внутришкольный план мероприятий
  2. График открытых уроков

Чек-лист самодиагностики

КТП учебного курса

«Мой лучший урок
по формированию функциональной грамотности у школьников»

С 1 октября по 13 ноября 2021 года проходил конкурс «Мой лучший урок
по формированию функциональной грамотности у школьников».
Согласно положению, конкурс проводился по направлениям:
— Начальное общее образование. Участники- Кирилова СГ, Лейкина АП.
— Основное и среднее общее образование. Участники- Самсонова ЛА,
Ефремова АА, Федина ТИ.
По итогам конкурса на заочный этап свои работы отправляют:
1. Лейкина АП
2. Самсонова ЛА

Дата обновления страницы: 09.03.2022

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?