Что такое «функциональная грамотность»?
Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
Основные направления исследования:
*читательская грамотность;
*математическая грамотность;
*естественнонаучная грамотность;
*глобальные компетенции;
*финансовая грамотность;
*креативное мышление.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.
Нормативные документы:
Письмо О реализации мер, направленных на повышение ФГ обучающихся
Приказ о реализации комплекса мер по повышению ФГ
Внутришкольный план мероприятий 2021-2023 уч.годы
Региональный план мероприятий на 2022-2023 уч.год
Муниципальный план мероприятий на 2022-2023 уч.год
План мероприятий школы на 2022-2023 уч.год
Приказ об утверждении плана мероприятий 2022
Информационно-образовательные ресурсы:
- Банк заданий по оценке функциональной грамотности
- Открытые задания PISA
- Открытый банк заданий по ЕНГ
Мероприятия
«Мой лучший урок
по формированию функциональной грамотности у школьников»
С 30 ноября по 30 декабря 2022 года проходил конкурс «Мой лучший урок
по формированию функциональной грамотности у школьников».
Согласно положению, конкурс проводился по направлениям:
— Начальное общее образование. Участники- Кирилова СГ, Лейкина АП, Габец Т.Н.
— Основное и среднее общее образование. Участники- Самсонова ЛА,
Ефремова АА, Толокина Е.В.
По итогам конкурса на заочный этап свои работы отправляют:
1. Лейкина АП
2. Габец Т.Н.
3. Толокина Е.В.